Toyota FJ25 была вторым поколением японских внедорожников и стала первой моделью, получившей имя «Land Cruiser». Собственно, это и есть предок канонизированных у нас, особенно в Сибири, внедорожников Toyota Land Cruiser, любимых автомобилей чиновников, обеспеченных охотников/рыболовов, и еще много кого…
Проект японского внедорожника зародился в 1941 году, когда императорская армия во время вторжения на Филиппины захватила экземпляр американского военного вездехода Bantam Mk II. Первые прототипы японского прочтения американского автомобиля были примитивны даже для своего времени. На доведение своего внедорожника до ума у японцев ушло долгих 10 лет. Зато в 1951 году испытатель Toyota Ичиро Таира взобрался на прототипе BJ на гору Фудзияма до рекордной отметки в 2 390 м над уровнем моря! К слову, в основе этого прототипа лежала конструкция уже другого «американца»- Willys M38.
К моменту появления второго поколения внедорожника (FJ20) в 1955 году, дизайн стал гораздо более приличным, что позволило Toyota навязать борьбу британским и американским конкурентам. В 1956 году началась экспансия Land Cruiser на зарубежные рынки, в США продажи стартовали в 1958, тогда же было запущено производство внедорожников в Бразилии.
Под капотом FJ25 находился мощный по тем временам 3,9-литровый шестицилиндровый бензиновый мотор мощностью 105 л.с. Коробка передач предлагалась трех или четырехступенчатая. Все версии имели полный привод. Как и на автомобилях Jeep и Land Rover первой серии, в подвеске Land Cruiser использовались листовые рессоры и спереди, и сзади, а также барабанные тормоза вкруг. Качество езды было отвратительным, но автомобилям предназначенным в первую очередь для военных, полицейских и работников сельского хозяйства, это прощалось. Land Cruiser быстро завоевал репутацию неубиваемого.
В серии FJ20 (часть которой был FJ25) предлагалось 10 вариантов с разными колесными базами и кузовами, в т.ч. цельнометаллический пятидверный универсал и пикап. В 1960 году автомобиль уступил место на конвейере легендарной серии FJ40, выпускавшейся огромными тиражами вплоть до 2001 года, конечно, не в первозданном виде. FJ40 сегодня очень распространены и популярны. В США есть несколько крупных компаний занимающиеся реставрацией и модернизацией (установкой современных агрегатов для удобной ежедневной эксплуатации) только этих внедорожников. Тем не менее, более ранние Land Cruiser 20-й серии ценны своей редкостью и зачастую стоят дороже FJ40 (50 000 — 60 000 $, а то и больше).
Представленный на фотографиях Toyota FJ25 Land Cruiser 1960 года изначально был продан в Коста-Рике, где верой и правдой 40 лет служил на банановых плантациях, затем, оставаясь в Центральной Америке до 2017 года, обслуживал кофейные плантации. После тяжелой многолетней эксплуатации автомобиль попал в «рай»: в течении 12 месяцев был скрупулезно отреставрирован в Техасе. Все детали были либо тщательно восстановлены, либо заменены, вплоть до оригинального набора инструментов Toyota. Какую либо грязь или тяжелый груз этот Крузер навряд ли теперь увидит!