ВАЗ 1111 или просто «Ока», выпускалась на разных заводах от Тольятти до Серпухова с 1987 года, и к середине 2000-х безнадёжно устарела. Руководство АвтоВАЗа понимало, что машину пора отправлять в музей и снимать её с производства.
Однако они не хотели терять сегмент городских малолитражек, который тогда уже отчаянно стали забирать себе узбеки со своим Daewoo Matiz. Корейские Hyundai Getz и Kia Picanto не рассматривались, как конкуренты нашей «Оки», потому что стоили гораздо дороже.
Первый макет второго поколения знаменитой «бешеной табуретки» был представлен ещё в 1998 году. Но это был даже не прототип, а именно выставочный макет в стиле биодизайна. Ему присвоили индекс ВАЗ-1901, но в «железе» делать не собирались, и стали проектировать более реальный автомобиль.
Ходовой образец «Оки-2» показали публике на столичном автосалоне в 2003 году. По своему внешнему дизайну, эта машина была уже гораздо ближе к серийной модели, которая могла пойти в производство. Трёхдверный хэтчбек получил индекс – ВАЗ-1121.
Чем этот автомобиль был лучше первой «Оки»?
Да практически всем. Он реально отвечал стандартам своего времени. Вместо биодизайна, конструкторы построили машину в стиле популярного тогда технодизайна. Кстати, базой для модели послужила старая добрая «восьмёрка», то есть ВАЗ 2108.
В движение машину приводил отечественный двигатель ВАЗ 2111 с четырьмя цилиндрами, но предполагалась и совсем дешевая версия с двухцилиндровым мотором.
Радовала и комплектация. Представленный на стенде автомобиль был в люксовом исполнении. Она включала в себя электростеклоподъёмники, противотуманные фары, электропривод наружных зеркал и блокировку замков дверей, так же с приставкой «электро».
Машинка получилась следующих размеров: 3450×1540х1450 мм (Д/Ш/В). Да, в плане техники, вторая «Ока» получила многое от «восьмёрки», но кузов и салон полностью оригинальны. Правда, кроме сидений, но им приделали другие подголовники. И приборная панель была своя.
Специально для женщин
Этот автомобиль стал одним из первых, над которым поработали маркетологи ВАЗа. Поскольку основная целевая аудитория малолитражек – женщины и молодёжь, машину собирались выпускать с «весёлыми» вариантам отделки салона, а сама база, предлагала широкие возможности для всякого рода тюнинга.
Почему она не дошла до конвейера?
Дошла. Даже успели собрать 10 первых автомобилей. Их отправили на ходовые испытания, которые проходили с 2005 по 2007 год. Есть даже сведения, что ВАЗовцы успели провести фронтальный краш-тест (и он не провалился), но фотографий нет.
Изначально, новую «Оку» хотели выпускать вместо «классики», и собирать аж по 100 000 машин в год. Но оказалось, что нитку конвейера надо переделывать, а денег у завода не было.
Тогда за выпуск малолитражки снова хотели взяться КамАЗ и СеАЗ, но ничего не получилось. Даже Юрий Лужков включился в этот вопрос и предлагал собирать модель на простаивающем заводе АМО ЗИЛ, но и эти попытки потерпели фиаско.